Ксенон или светодиод, что лучше? | NFS TUNING

Ксенон или светодиод, что лучше?

Ксенон или светодиод, что лучше?

29.05.2025

Светодиодные и ксеноновые фары на сегодняшний день являются привычным явлением, которое позволило отказаться от не самых эффективных и надежных ламп галогенного типа. Однако в среде автолюбителей нередко возникают споры по поводу того, какая оптика является лучшей. Попробуем ответить на этот вопрос, разобрав преимущества и недостатки каждого типа.

Ксенон и его особенности

В ксеноновых лампах за излучение света отвечает специальная электрическая дуга, помещенная в газовую среду. Чаще всего используют инертный одноатомный ксенон, не имеющий цвета и запаха. Этот газ позволяет получить действительно яркое свечение.

Ток к расположенной внутри закрытой колбы дуге подается через два электрода, подключенных к бортовой сети. Для розжига элемента необходимо высокое напряжение в 25 тысяч вольт, которое удается создать только в специальном блоке.

К преимуществам ксенона относят:

  • Создания яркого потока света с большой мощностью. Отлично освещает дорогу даже в сложных условиях (туман, дождь).
  • Долгий срок службы. Ксеноновые элементы обычно работают в 4 раза дольше традиционных галогенных ламп. Ресурс фар может доходить до 2500 часов работы.
  • Устойчивость к механическим воздействиям. Внутри подобных ламп нет нити накаливания, которая может разорваться при сильной тряске или ударах.
  • Отсутствие чрезмерного нагрева. Всего около 10% поступающей в лампу энергии уходит в тепло. Для сравнения, галогенные лампы преобразуют в тепло около 40 % электричества.

Есть у ксеноновых фар и недостатки:

  • Некоторые типы подобных ламп не разрешается использовать по закону. В РФ водители имеют право применять только тот ксенон, который устанавливается на заводах.
  • Необходимость установки дополнительных элементов. В частности, для розжига ксенона нужен специальный блок, который далеко не всегда легко закрепить в автомобиле.
  • Повышенная нагрузка на генератор. Блоку розжига нужно много энергии, что приводит к увеличению расхода топлива для работы генератора. Потребление топлива в среднем увеличивается на 0,1 л на 100 км.
  • Высокая цена. Даже бюджетный ксенон достаточно дорогой по меркам других типов фар. А стоимость качественных фирменных систем и вовсе может оказаться неподъемной. К тому же замену элементов всегда нужно производить в паре, так как иначе фары будут иметь разные оттенки.
  • Повышенные требования к углам наклона фар. Неправильное положение может ухудшить обзор и стать причиной аварий. В современных автомобилях с ксеноновым светом устанавливают автоматические системы контроля угла.
  • Сложно объединить ближний и дальний фар. Чтобы поместить все необходимые лампы в одной фаре, необходим биксенон. И стоимость подобного решения будет гораздо выше.

Светодиод

Светодиодные лампы функционируют на базе полупроводников, преобразующих электрический ток в свет. Для них очень важно соблюдение полярности подключения, так как в противном случае элемент попросту не будет работать.

Полупроводниковый элемент в виде небольшого кристалла располагается на диэлектрической подложке, к которой подведены все необходимые контакты. Также в корпус устанавливают оптику для фокусировки света.

Плюсы конструкции:

  • Экономичность. Светодиоды потребляют в 2 или даже 3 раза меньше электроэнергии, чем галогенные и ксеноновые фары.  При этом показатели освещения остаются на высоком уровне.
  • Снижение нагрузки на генератор. Следствие невысокого энергопотребления. Бортовая система требует меньше электричества, что позволяет также снизить расходы на топливо.
  • Компактные драйвера для управления лампами. Элементы легко помещаются в чехол фары и не создают каких-либо неудобств при замене.
  • Яркость. Современные светодиоды способны создавать яркий световой поток, по своему виду и характеристикам приближенный к свету ксеноновых фар. Иногда можно даже спутать, поскольку оттенок свечения одинаково синевато-белый.
  • Отсутствие законодательных ограничений. Светодиоды могут настраиваться не только в плане яркости, но и по цвету излучения. Таким образом, автовладельцы без проблем подстраивают светодиодные лампы под характеристики стандартного галогена и избегают каких-либо запретов.

Среди минусов стоит выделить:

  • Значительный нагрев. Особенно это касается современных мощных систем со встроенными драйверами. Для отвода лишнего тепла нужно устанавливать специальные радиаторы, которые предотвратят слишком быстрый выход конструкции из строя.
  • Чувствительность к перепадам напряжения. Даже незначительные скачки могут в несколько раз сократить ресурс изделия.
  • Недолгий срок службы. Тут все зависит от качества и класса оборудования, однако некоторые светодиодные элементы выходят из строя уже через год использования.

Иногда к недостаткам светодиодов относят невысокую яркость, однако здесь не все однозначно. Мощные современные лампы мало чем отличаются от ксенона. К тому же далеко не всегда высокая яркость это хорошо. На деле показателей светового потока этого типа фар хватает для комфортного и безопасного передвижения.