Ксенон или светодиод, что лучше?
29.05.2025
Светодиодные и ксеноновые фары на сегодняшний день являются привычным явлением, которое позволило отказаться от не самых эффективных и надежных ламп галогенного типа. Однако в среде автолюбителей нередко возникают споры по поводу того, какая оптика является лучшей. Попробуем ответить на этот вопрос, разобрав преимущества и недостатки каждого типа.
Ксенон и его особенности
В ксеноновых лампах за излучение света отвечает специальная электрическая дуга, помещенная в газовую среду. Чаще всего используют инертный одноатомный ксенон, не имеющий цвета и запаха. Этот газ позволяет получить действительно яркое свечение.
Ток к расположенной внутри закрытой колбы дуге подается через два электрода, подключенных к бортовой сети. Для розжига элемента необходимо высокое напряжение в 25 тысяч вольт, которое удается создать только в специальном блоке.
К преимуществам ксенона относят:
- Создания яркого потока света с большой мощностью. Отлично освещает дорогу даже в сложных условиях (туман, дождь).
- Долгий срок службы. Ксеноновые элементы обычно работают в 4 раза дольше традиционных галогенных ламп. Ресурс фар может доходить до 2500 часов работы.
- Устойчивость к механическим воздействиям. Внутри подобных ламп нет нити накаливания, которая может разорваться при сильной тряске или ударах.
- Отсутствие чрезмерного нагрева. Всего около 10% поступающей в лампу энергии уходит в тепло. Для сравнения, галогенные лампы преобразуют в тепло около 40 % электричества.
Есть у ксеноновых фар и недостатки:
- Некоторые типы подобных ламп не разрешается использовать по закону. В РФ водители имеют право применять только тот ксенон, который устанавливается на заводах.
- Необходимость установки дополнительных элементов. В частности, для розжига ксенона нужен специальный блок, который далеко не всегда легко закрепить в автомобиле.
- Повышенная нагрузка на генератор. Блоку розжига нужно много энергии, что приводит к увеличению расхода топлива для работы генератора. Потребление топлива в среднем увеличивается на 0,1 л на 100 км.
- Высокая цена. Даже бюджетный ксенон достаточно дорогой по меркам других типов фар. А стоимость качественных фирменных систем и вовсе может оказаться неподъемной. К тому же замену элементов всегда нужно производить в паре, так как иначе фары будут иметь разные оттенки.
- Повышенные требования к углам наклона фар. Неправильное положение может ухудшить обзор и стать причиной аварий. В современных автомобилях с ксеноновым светом устанавливают автоматические системы контроля угла.
- Сложно объединить ближний и дальний фар. Чтобы поместить все необходимые лампы в одной фаре, необходим биксенон. И стоимость подобного решения будет гораздо выше.
Светодиод
Светодиодные лампы функционируют на базе полупроводников, преобразующих электрический ток в свет. Для них очень важно соблюдение полярности подключения, так как в противном случае элемент попросту не будет работать.
Полупроводниковый элемент в виде небольшого кристалла располагается на диэлектрической подложке, к которой подведены все необходимые контакты. Также в корпус устанавливают оптику для фокусировки света.
Плюсы конструкции:
- Экономичность. Светодиоды потребляют в 2 или даже 3 раза меньше электроэнергии, чем галогенные и ксеноновые фары. При этом показатели освещения остаются на высоком уровне.
- Снижение нагрузки на генератор. Следствие невысокого энергопотребления. Бортовая система требует меньше электричества, что позволяет также снизить расходы на топливо.
- Компактные драйвера для управления лампами. Элементы легко помещаются в чехол фары и не создают каких-либо неудобств при замене.
- Яркость. Современные светодиоды способны создавать яркий световой поток, по своему виду и характеристикам приближенный к свету ксеноновых фар. Иногда можно даже спутать, поскольку оттенок свечения одинаково синевато-белый.
- Отсутствие законодательных ограничений. Светодиоды могут настраиваться не только в плане яркости, но и по цвету излучения. Таким образом, автовладельцы без проблем подстраивают светодиодные лампы под характеристики стандартного галогена и избегают каких-либо запретов.
Среди минусов стоит выделить:
- Значительный нагрев. Особенно это касается современных мощных систем со встроенными драйверами. Для отвода лишнего тепла нужно устанавливать специальные радиаторы, которые предотвратят слишком быстрый выход конструкции из строя.
- Чувствительность к перепадам напряжения. Даже незначительные скачки могут в несколько раз сократить ресурс изделия.
- Недолгий срок службы. Тут все зависит от качества и класса оборудования, однако некоторые светодиодные элементы выходят из строя уже через год использования.
Иногда к недостаткам светодиодов относят невысокую яркость, однако здесь не все однозначно. Мощные современные лампы мало чем отличаются от ксенона. К тому же далеко не всегда высокая яркость это хорошо. На деле показателей светового потока этого типа фар хватает для комфортного и безопасного передвижения.